17 нояб. 2013 г.

О "Баварии" в стихах и о взгляде свысока

   
          

Помимо многочисленных скульптурных арт-объектов, небольших уличных скульптур, с которыми охотно фотографируются туристы, есть в Мюнхене, разумеется, и более монументальные сооружения. Об одном из них и на сопутствующею тему совсем коротенько..минут на 40.

              Обычно подобными большими статуями могут похвастаться многие крупные города мира. Это уже сейчас есть возможность посравнивать разные скульптурные монументы. И Бавария окажется ниже почти 40 метровой статуи Христа-Искупителя в Рио де Жанейро, да и о сравнении с почти 90 метровой "Родиной-Матерью" в Волгограде и говорить не приходится. Однако на момент постройки "Бавария" была самой высокой бронзовой статуей мира. Да и 18 метров статуи используются практичными немцами с пользой. В голове статуи находится смотровая площадка. Из глаз "Баварии" вы можете лицезреть Терезин Луг - место, где ежегодно проводится самый крупный в мире фестиваль - Октоберфест. 

         Статуя "Баварии" является частью мемориального комплекса Зал Славы, где увековечены в бюстах знаменитые баварские представители исскуства и науки. Строили Пантеон почти 10 лет начиная с 1843 года по наказу Людвига I Баварского. Собственно луг на котором располагается комплекс назван в честь супруги короля Людвига I - Терезы Шарлоты Луизы Саксен Гильдбургхаузенской. Но для кроткости всё таки его зовут Терезин Луг. А проведённые тут гуляния, посвящённые свадьбе монарха и его супруги и положили начало вышеупомянутому фестивалю Октоберфесту.


        У этой семейки ещё много всего монументального. Один только внук Людвига I - Людвиг II чего стоит. Всем наверняка известен знаменитый замок Нойшванштайн. Это творение именно его грёз. Но за внешней сказочностью кроется интересная история создания замка в далеко не благополучные для Баварии времена. Финансово ослабленная войнами, то на стороне Австрии, то на стороне Германии, и не всегда оказываясь на стороне победителя, Бавария выплачивала противнику приличные репарации. А добавте к этому замку ещё два, Херренкимзее и Линдерхоф, и одна из версий смерти Людвига II - убийство вследствие дворцового заговора, ставится вполне понятной. В тяжёлые для государства времена стране нужен был руководитель, а не мечтатель. 
Замок Нойшванштайн, Швангау, Бавария
             Нам довелось увидеть "Баварию" в аккурат на первом дне празднования Октоберфеста. На тот момент всей её истории, равно как и содержимого мы не знали. Не пошли мы к ней по нескольким причинам. Во-первых, возле неё на лесенках отдыхала куча народу. Было непонятно, ждут ли они своей очереди или просто наслаждаются народными гуляниями. Идти в толпу не хотелось. А во-вторых, мы просто не знали о смотровой площадке в статуе. Уже позже, заинтересовавшись деталями Октоберфеста, да и биографией баварских монархов, которая тесно связана с историческими памятниками, я узнал, что "Бавария" помимо собственно статуи является смотровой площадкой. 

        Поглядеть на город свысока всегда красиво. В Санкт-Петербурге с высоты почти 50 метров Исаакиевского собора открывается прекрасный вид северной столицы. Смотровая площадка у колонады главного купола круговая, что даёт потрясающий обзор.
Смотровая плошадка Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
       В Вене помимо многочисленных смотровых площадок на высоченных кафедральных соборах, на город можно взглянуть с 30-метровой смотровой площадки на бывшей башне противовоздушной обороны. Сейчас же в квадратной башне, общая высота которой 47 метров, располагается 7-этажный морской зоопарк "Дом моря" .
Дом Моря, Вена

          В Зальцбурге с панорамным видом вообще нет проблем. И почти у всех туристов есть замечательные фотографии сделанные с одного из трёх крупных холмов, которые фактически стоят посреди города.
Вид на ночной Зальбург с горы Фестунберг

         Панорамный вид на красавицу Прагу доступен с Петршинского холма.
Вид на Прагу с холма Пражского града
        Но вернёмся к статуе "Баварии". Некоторое время я сожалел об упущенной возможности оглядеть Терезин Луг с высоты, но позже наткнулся на "рецензию", которая несколько остудила мои сожаления. "Рецензией" послужило стихотворение поэта Серебрянного Века Саши Чёрного. В начале XX века он пару лет жил и учился в Германии в старейшем Гейдельбергском университете. На тот момент учебному заведению стукнуло более 600 лет. По всей видимости именно тогда он и побывал в "Баварии". И уже по возвращении в Петербург, будучи редактором журнала "Сатирикон" Чёрный в свойственной ему сатирической манере пишет стихотворение "Бавария".

«Бавария»

Мюнхен, Мюнхен, как не стыдно!
Что за грубое безвкусье -
Эта баба из металла
Ростом в дюжину слонов!

Между немками немало
Волооких монументов
(Смесь Валькирии с коровой), -
Но зачем же с них лепить?

А потом, что за идея -
На баварские финансы
Вылить в честь баварцев бабу
И "Баварией" назвать?!..

После этих честных мыслей
Я у ног почтенной дамы
Приобрел билет для входа
И полез в ее живот.

В животе был адский климат!
Как разваренная муха,
Вверх по лестнице спиральной
Полз я в гулкой темноте.

Наконец, с трудом, сквозь горло
Влез я в голову пустую,
Где напев сквозного ветра
Спорил с дамской болтовней.

На дешевом стертом плюше
Тараторили две немки.
Потный бурш, расставив ноги,
Впился в дырку на челе.

Чтобы выполнить программу,
Поглядел и я сквозь дырку:
Небо, тучки - и у глаза
Голубиные следы.

Я, вздохнув, склонился к горлу,
Но оттуда вдруг сверкнула,
Загораживая выход,
Темно-розовая плешь.

Это был толстяк-баварец.
Содрогаясь, как при родах,
Он мучительно старался
Влезть "Баварии" в мозги.

Гром железа... Град советов...
Хохот сверху. Хохот снизу...
Залп проклятий - и баварец,
Пятясь задом, отступил.

В тщетном гневе он у входа
Деньги требовал обратно:
Величавый сфинкс-привратник
Был, как рок, неумолим!

И, скрывая смех безумный,
Смех, сверлящий нос и губы,
Смех, царапающий горло,
Я по-русски прошептал:

"О наивный мой баварец!
О тщеславный рыцарь жира!
Не узнать тебе вовеки,
Что в "Баварской" голове!"


Да уж. Что и сказать. Несомненно, у каждого времени свои понятия о безвкусице. И даже такое монументальное творение, прежде всего воздвигнутое в  патриотических чувствах могло показаться Саше Чёрному грубым безвкусием. Новый революционный режим, от которого Александр Михайлович Гликберг (а это настоящее имя Саши Чёрного) и его жена уезжают из России в Европу, за почти 70 лет существования наплодил куда больше архитектурный безвкусицы, попутно уничтожая действительно ценные памятники. А какие бы стихи сейчас Саша Чёрный написал увидев один из...а впрочем почему один? Сразу множество арт-объектов на улицах европейских городов. 


2 комментария:

  1. откуда ты это всё знааааешь?) молодест!))

    ОтветитьУдалить
  2. Поизучал источники по теме))всё как учили в институте)

    ОтветитьУдалить